Архив новостей
Журнал
"Криосфера Земли"




Журнал
"Вестник археологии, антропологии и этнографии"




Ученые ТюмНЦ СО РАН исследуют проблемы адаптации детей коренных народов Севера к урбанизированным условиям

В журнале «Ямальский меридиан» за апрель 2017 г. опубликована статья об исследованиях проблемы адаптации детей коренных народов Севера к урбанизированным условиям, проводимых ТюмНЦ СО РАН.

Жизнь без труда невесела

как комфорт влияет на этнических северян — исследовали в Пуровском районе

Принято считать, что учащиеся школ-интернатов схожи друг с другом. Они одной национальности, зачастую являются родственниками, представляют единую этническую культуру. Учатся вместе на протяжении всей школьной жизни.

Но одни идут на урок из корпуса интерната, а другие – из родительского дома. И это делает их разными.

Почти сто лет на северных окраинах нашей страны существуют школы-интернаты для детей коренной национальности. Поначалу в них учились и жили ребята, родители которых круглогодично кочевали. Но с каждым годом всё больше тех, кто только посещает уроки по расписанию. А живут дома вместе с родителями, братьями и сестрами. Подобная практика существует в городе Тарко-Сале, селах Самбург, Халясавэй и деревне Харампур.

Учёные Тюменского научного центра заявляют,  что «домашние» и «интернатские» – существенно разные группы. Это на основе своих исследований доказывает профессор Сергей Петров, доктор медицинских наук, , руководитель отдела биоресурсов криосферы Тюменского научного центра  Сибирского отделения Российской Академии наук. Несмотря на то, что школьники обучаются вместе, их жизнь до и после учебного процесса заметно отличается. Первые в родном доме общаются с близкими родственниками. У вторых – значимо другие условия проживания: комната на несколько человек, педагог-воспитатель, организованные питание в столовой, подготовка к урокам и досуг. Стоит помнить, что у ребят из интерната такая строгая систематизация образа жизни в течение девяти месяцев резко сменяется на три каникулярных месяца абсолютной вольницы в кочевье.

На первый взгляд это не вызывает тревоги, но сейчас есть изменения в подходе к воспитанию детей из тундры. Раньше, как вспоминают люди старшего поколения, жизнь в интернате была непростой: с резкой сменой привычек, требованиями владеть русским языком, питаться непривычной, пусть и вкусной пищей, брать на себя часть хозяйственных обязанностей. Сегодня те же самые респонденты сетуют, что будни интерната лишены проблем. Хотя, казалось бы, должны радоваться этому. Родители, учителя, воспитатели и специалисты департаментов образования разных уровней стремятся дать детям все самое лучшее.  Профессор Петров говорит о последствиях этого:

– В среде коренного населения неуклонно растёт уровень образования и комфорта, в котором образование даётся. При этой положительной динамике снижаются навыки приспособления к трудностям жизни, тем самым свидетельствуя об ухудшении здоровья этнических северян. Ведь тесная взаимосвязь их образа жизни и особенностей здоровья давно доказана, – говорит Сергей Анатольевич.

Известно, что в зависимости от индивидуальных особенностей человека по-разному протекает «внутренняя картина» болезни. Когда дети из тундры проживают вдалеке от родителей, это даёт определенный эмоциональный фон ребёнку. Многие часто испытывают страх, одиночество, которые нередко сопровождаются пассивностью, агрессивностью и депрессией. Эти состояния могут являться признаками различных возрастных изменений: поведенческих, личностных и соматических.

По мнению Петрова, необходимо учитывать, что у подростков появляется личная жизнь, в которую не заглянешь как в открытую книгу, ведь далеко не всегда взрослеющие дети готовы делиться с взрослыми своими мыслями. К тому же объём скрытой внутренней жизни подростка увеличивается и ему бывает сложно подобрать слова, чтобы верно описать, что происходит у него в душе. Особенно это касается проживающих в интернате детей. К ним нужен особый подход.

Учёные обследовали 25 подростков в деревне Харампур: 14 проживающих в интернате детей и их 11 ровесников, живущих в своих семьях.

Исследование проводилось в рамках международного гранта РФФИ и HIARC «Антропогенные острова тепла в Арктике — окна в будущее региональных климатических условий, экосистем и социума»

Опросы детей показали, что все подростки довольны своей жизнью. Правда, с некоторыми поправками. Так, у проживающих в школе-интернате представление о благополучной жизни более высокое в сравнении с теми, кто в семьях. Это противоречит  распространенному мнению, что интернатские испытывают стрессорные нагрузки и психоэмоциональное напряжение. В интернате созданы комфортные условия, что выражается в успешности адаптационных процессов: у детей повышена автономность, независимость, инициативность, желание достичь успеха. А у домашних растут показатели склонности к зависимому положению от окружающих и спонтанному поведению. Они интересуются ближайшим кругом родственников и зависят от него как от источника помощи. Но это общие выводы, а не индивидуальные, без учёта жизненного опыта и характера.

– У детей тундровиков отмечены повышенное настроение и самооценка, высокая активность, разнообразие интересов, стремление к лидерству, легкость межличностных контактов. У них высокая эмоциональность, склонность к колебаниям настроения. А вот демонстративность, стремление эпатировать, высокая внушаемость и театральность поведения больше выражена у деревенских ребят, — отмечает особенности подростков Сергей Петров.

Можно предположить, что дети, которые переселяются из естественных условий в школу-интернат, с раннего возраста имеют установку на смену условий. Основная задача для этих детей определена: они здесь, чтобы стать образованными. Тундровики получают поддержку от родителей, хоть и на расстоянии, а также от педагогов и воспитателей. Расписание их дня строго выверено режимом, которому они подчинены. Это вносит определенную ясность в жизнь, но при этом снимает ответственность решение различных жизненных ситуаций. Все годы обучения у них отсутствует целый ряд важных  функциональных обязанностей. Так, им не надо готовить еду, совершать покупки продуктов, заботиться о чистоте одежды и порядке в жилом помещении. Они живут в ограниченном стенами интерната мире, где нет бытовых забот. А вот дети из посёлка в разной степени сталкиваются с регулярной необходимостью обеспечивать и обслуживать себя, членов семьи.

По мнению профессора, «ученики из дома» уже в школьном возрасте осознают необходимость строить свою будущую жизнь, готовы, что будут выстраивать свои перспективы и саморазвитие самостоятельно.

 – Они проще адаптируются в студенчестве, в трудовом коллективе. У них есть опыт заботы о самом себе. И опыт построения защиты себя как личности», — говорит учёный.

Совершенно другая картина наблюдается у выпускников «интернатских стен». После жизни на всем готовом, когда проблемы и вопросы решались как бы сами по себе или по озвученной просьбе, они буквально выпрыгивают во взрослость. Есть две поведенческие крайности. Одни замыкаются в себе. Другие, оставшись без контроля, активно устраивают личную жизнь, примеряют на себя роли рубахи-парня или души компании. Очень хорошо, когда экс-воспитанники интернатов не попадают в эти категории, а встраиваются в широкие рамки золотой середины: учатся, трудоустраиваются, решают квартирный вопрос, обзаводятся имуществом, создают семьи, воспитывают детей.

Нужно отметить, это не говорит о том, что асоциальное поведение присуще только ребятам из интерната. Опасность «свернуть на кривую дорожку» существует для каждого юноши и девушки. По мнению учёных, проблема успешной адаптации экс-воспитанников интерната в послешкольном периоде зависит от главного компонента – трудового воспитания. Не разовая проверка на умение мыть, приготовить обед или теоретическое знание по урокам домоводства, а ежедневная уборка комнаты, регулярная помощь поварам столовой. Не три занятия вышивания носовых платочков, а постоянная посильная починка одежды малышей под присмотром штатной швеи. Не уборка крыльца в формате трудового субботника, а обязанность всегда содержать пришкольной территории в порядке.

Пусть учитель или воспитатель отправится внести плату за коммунальные услуги в компании со старшеклассницей, чтобы та знала, где и как происходит этот незамысловатый, но очень необходимый процесс. Ведь есть в практике работы управляющих компаний случаи, когда молодые представители этнических северян накопили астрономические долги по ЖКУ просто по незнанию. Спектр знакомств с бытом вне мира интерната очень велик. Надо использовать его по максимуму, тем самым помогая своим ученикам в успешной будущей адаптации.

Оксана Алфёрова